azabachev (azabachev) wrote,
azabachev
azabachev

Развитие идей новых правых. История, формы, реальная политика. Часть 1. Исторические предпосылки


«Ещё плодоносить способно чрево,
которое вынашивало гада!
»
Бертольд Брехт

Сложившиеся еще с советских времен представления, а также уровень современного образования не позволяют человеку сегодня увидеть полную картину процессов, происходящих в политической сфере в мире, в стране, в регионе.

Участвуя в тех или иных общественных и политических действиях, поддерживая или сочувствуя некоторым инициативам, начинаниям, человек вольно или невольно вносит свой вклад, свою энергию в дело, об истинном предназначении которого он даже не задумывается. Человек не может до конца осознать, не может провести линию развития идей и концепций, сопоставить их и увидеть истинную цель организаторов политического процесса. Не может по той причине, что не обладает достаточными знаниями.

Более того, зачастую активные граждане, обладающие пассионарностью, выступают организаторами инициативы и, порой, не имеют представлений о том, куда они ввязываются. Вернее, они имеют неполные либо ложные представления. Получается, что их используют втемную. Главные бенефициары политических преобразований руками самих же граждан направляют их к совершенно чуждым гражданам целям.

Являясь жителями крупного российского промышленного города, областного центра или небольшого городка, люди вовлекаются в политический процесс. Ставка — будущее.

Жизнь в городе течет в определенном русле — небольшая обычная суета, возня политических партий, нарастающая в сезон перед выборами и утихающая после них. Хаотичные, неуклюжие и заведомо проигрышные действия властей. В целом это можно охарактеризовать как прозябание.

На этом фоне я хотел бы зафиксировать внимание на трех значимых явлениях в политике Южного Урала, которые достаточно явно выделяются и должны быть осмыслены в должном ключе. Более тщательному разбору этих явлений и раскрытие их исторических и политических корней поспособствовали статьи газеты «Суть времени».                                                                                  
Уверен, что после внимательного прочтения каждый узрит сходство между политическими процессами развития фашизма, в его нацистском немецком варианте, с политическими процессами, происходящими не только на Южном Урале, но и в других российских городах.
В результате возникла картина общественно-политического процесса, который происходит в некогда индустриально развитом регионе (и до сих пор им являющимся — на фоне более глубокой деиндустриализации других регионов России).

Слагаемые этого процесса:

Первое — экологическое движение в Челябинской области, оформляемое системными и внесистемными, белоленточными партиями, экологическими организациями и движениями.

Второе — уличные инициативы общественных организаций, вовлекающих преимущественно молодежь и основанных на принципах прямого действия (спортивного образа жизни, культа силы и т. п.).

Третье — действия представителей журналистского сообщества (с их зарубежными патронами) по информационному сопровождению, а иногда и возглавлению, экологической протестной активности взбудораженной общественности. Окормление и подогревание экологической тематики, попытки организации определенного моста между общественностью и властью.

Но прежде чем вникнуть и разобраться с обозначенными явлениями региональной политики на примере Челябинской области, определяющими сегодня облик политического ландшафта страны, предлагаю всмотреться в корни развития современных правых идей Европы.

Всмотримся в процессы, происходившие в Европе в периоды зарождения и развития немецкого национал-социализма и получившие название гитлеризма, ставшего чумой XX века. Также обратим внимание на другую ветвь развития идей национал-социализма, формируемую, также как и гитлеризм, вокруг ядра представлений о фундаментальном неравенстве человечества, — немецкий нацизм.

Немецкий нацизм возник с опорой на определенную почву, которую культивировали различные мистики и их последователи. Одним из значимых в этом процессе деятелем является Гёте с его художественными историософскими построениями. Фауст и другие произведения Гёте внесли огромный вклад, были ориентиром и опорой идеологам немецкого нацизма. Была даже сформирована церковь Гёте. Специфическая церковь. И не даром существует общепризнанное определение европейскому просвещенному человечеству — фаустианское. То есть была основа для формирования идей и представлений.

Проследим в общих чертах линию развития идей, тянущуюся сквозь века и оформленную в накаленную нацистскую идеологию национал-социализма. Будучи побегом, ветвью определенного ствола дерева антигуманных идей, гитлеризм венчал определенную линию их развития. Но были и другие побеги, которые после 1945 года взошли на европейской благодатной и удобряемой почве.

Крупной, живучей и плодовитой оказалась другая ветвь антигуманизма, развивающаяся поныне и принимающая порой причудливую, трудно-идентифицируемую форму. Шипы этой ветви активно разрастаются в мире. Имя этой ветви — неофашизм. Формируемые вокруг этой ветви новые правые посредством вновь создаваемых концепций и политических принципов выстраивают широкую, всеохватывающую, успешную (по своему) политику.

Разберемся, что это за ветвь, какие шипы на ней вырастают. А также в чем суть ориентируемой на Европу реальной политики реализуемой в России, которая не позволяет вырваться из сложившегося замкнутого круга с целью осуществления русского прорыва.

Итак, начнем.

Движение фёлькише


Важную роль в формировании среды, в которой находили активный отклик рассматриваемые нами идеи, играло народное движение фёлькише.

Сторонники развития немецкого национального самосознания начали формировать народное движение в Германии, опираясь на народные обычаи и ритуалы, народные немецкие нравы и легенды, каковые были главными интересами в создаваемых сообществах. Сообщества становились многочисленными. В них увлеченно изобретали новые «народные» ритуалы и символы, включая их в традиционные певческие и пивные фестивали, альпинизм и занятия гимнастикой. Так зародилось «народническое», или «фёлькише» движение.



В его лоне воспевалась природа и происходила адресация к немецкому характерному образу жизни в Германии конца XIX — начала XX века. Движение включало в себя политические партии, националистические объединения, неформальные объединения частных лиц. В фёлькише входили и ферейны, — культурные сообщества, в рамках которых активно культивировалась немецкая идентичность, противопоставлявшая себя католицизму и иудаизму.
Можно обозначить определенную линию, развивающуюся в немецком обществе: ферейны — культурные общества — политические клубы.



Одним из создателей идеологии пангерманизма и немецкого национализма, воспринятой ферейнами, был Георг фон Шёнерер (1842—1921). Он активно требовал возрождения древнетевтонского мира, противопоставляя его римскому. Пропагандировал культ языческих богов древних германцев. Участвовал в еврейских погромах, за что привлекался к уголовной ответственности. Создал Пангерманскую партию (1885), которую возглавил и которая в 1894 году под вывеской Союза немцев создала пангерманистское объединение фёлькише-клубов. Шёнерер был ярым антисемитом, что не могло не отразиться на лозунге всех фёлькише-клубов: «Без Иуды, без Рима строим мы собор Германии». Ученика Шёнерера Карла Люэгера, также ярого антисемита, Гитлер причислил к самым великим людям народа Германии.

Зафиксируем, что движение фёлькише, являясь частью определенной линии развития, стало почвой, основой развития последующих общественных структур и имело яркий антисемитский, антикатолический (антиримский) характер.

Далее обратим внимание на неонацистское элитное «Братство» и его главу, штандартенфюрера СС доктора Альфреда Франке-Гирша, получившего задание от высшего руководства Третьего Рейха на формирование реальной системы подпольной работы в случае поражения Германии во Второй мировой войне. Франке-Гирш организовал требуемое, при этом концептуальное оформление «Братства» вобрало в себя солидаризм, разрабатываемый одними из идеологов нацизма, стоявшими у истоков НСДАП, — Грегором и Отто Штрассерами. Концепция называется — штрассеризм. Также стоит отметить, что «Братство» заявило о само собой разумеющемся фёлькишевском образе жизни.

Штрассеризм

Штрассеризм — это нацизм с более левым (ставка на социализм) характером. В истории Третьего рейха были выдающиеся нацисты, которые принимали участие в создании Третьего рейха и, в частности, развивали нацистские идеи. Они не вошли в верхушку, приближенную к Гитлеру, но и не разделили ее участи быть уничтоженными.

Одним из таких нацистских элитариев был Грегор Штрассер — один из основателей и лидеров НСДАП. Родился в 1892 году в Баварии. Был расстрелян в 1934 году в ночь длинных ножей, разделив судьбу с еще одни высокопоставленным нацистом Эрнстом Ремом. Однако Грегор успел внести свой вклад в развитие нацистских идей. После него дело продолжил родной брат, Отто Штрассер (1897—1974).



Отто Штрассер входил в социал-демократическую партию Германии (как-то так получается, что для некоторых политических деятелей тонка грань между нацистскими и социал-демократическими представлениями). Вышел из нее в 1920 году. Участвовал в разгроме Баварской красной республики. В том же 1920 году Отто познакомился с Гитлером и Людендорфом.

В 1924 году Отто присоединился к своему брату Грегору и стал идеологом севергерманского национал-социализма. Совместно с Геббельсом создал программу и придал ей более левый характер (нежели того хотелось Гитлеру).



В 1929 году Отто Штрассер опубликовал «14 тезисов немецкой революции», в которых фактически предлагалась ревизия гитлеризма. В программе сообщалось о социалистических преобразованиях, национализации, борьбе с евреями.

Однако в 1930 году в Берлине на партийной конференции НСДАП Отто Штрассера и его леворадикальных друзей фактически исключают из партии. Часть штрассерианцев уходят — было заявлено: «социалисты покидают НСДАП». Отто Штрассер критикует Гитлера и его политику, что он делал и до исключения из нацистской партии, с удвоенной силой. Факт критики показывает некоторое отличие идей, развиваемых Штрассером, от идей победившей тогда линии Гитлера. Позже, после разгрома Третьего рейха, это способствовало объяснению отличия идей новых правых, со взятым на вооружение штрассеризмом, от гитлеризма.

После выхода из НСДАП Отто создает организацию «Боевой союз революционных национал-социалистов», или «Черный фронт».



В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, Отто Штрассер бежит в Австрию, затем в Чехословакию, и затем уже в Канаду.

В 1955 году Отто возвращается в Германию (ФРГ) и начинает активное оформление штрассеризма как народного социализма, с возможным увеличением роли религии в обществе (понятно, что христианства) и другими представлениями.
В целом являясь неонацизмом, штрассеризм, развиваясь, оформлял представления, что частью народной революции должна стать экологическая (зеленая) революция. Тем самым оформлялся разрыв экологически чистого будущего с «грязным» индустриальным прошлым.

Параллельно в ФРГ формировались неонацистские организации, такие как: «Военно-спортивная группа Гофмана», «Группы действия национал-социалистов» Кюнена, «Германская гражданская инициатива Редера», «Серые волки», «Пи-2». Идейные окормители этих организаций ориентировались на штрассеризм, а значит, в неонацизм активно вводилась экологическая проблематика.



Вышеназванные группы ориентировались на стратегию прямого действия и экстремизм. Всё больше появляется данных, что большинство этих небольших организаций, будучи гибкими и обладая способностью мимикрировать, входили в большую неонацистскую организацию «Гладио». Были и более крупные и более закрытые организации — «Де Шпине», «ОДЕССА», «Брудершафт» и другие.

А теперь вспомним уже упомянутую элитную неонацистскую организацию «Братство» («Брудершафт»), возглавляемую зятем Грегора Штрассера — Альфредом Франке-Гиршем. На что ориентировалась эта организация? На штрассеризм, который мы обсуждаем. А также на некий новый порядок в Европе (теперь уже не только в Германии, — но ядром, задающим линию, центром, предполагалась Германия) и фёлькишевский образ жизни (ответвления постоянно замыкаются на него) европейских народов.
Для фиксации можно провести линию фёлькише, тянущуюся от Эрнста Морица Арндта к Вильгельму Рилю, далее к Эрнсту Геккелю, а далее — к преднацистскому обществу «Туле».



Как выясняется, европоцентризм является важным элементом в политике европейских новых правых. На него, как мы знаем из складывающейся реальной политики, ориентируются многие «новые правые» (не только они) и в России. Причем ориентируются слепо, как на некое облако сложившихся европейских представлений.

Однако, как мы убеждаемся, это не является набором представлений «за всё хорошее», что понятие европейской нормальности, которой нас постоянно пытаются привлекать некоторые российские политические силы, далека о той реальности, которая складывается из современных европейских идей и концепций.

Защита жизни — концепция новых правых

В 1950 году Совет «Братства» был преобразован в Германский орден. В 1951 году орден возглавил знатный нацист Вернер Науман. Организуемые и возглавляемые им организации подпольного рейха ориентировались на упомянутый штрассеризм.

В 1955 году Отто Штарссер возвращается из Канады, процесс развития альтернативной ветви национал-социализма вступает в новую стадию.



В 1958 году крупная нацистская фигура — Вернер Хавербек — создает «Всемирный союз по защите жизни». На этом стоит заострить внимание, так как создание подобной организации является важной вехой в линии развития определенных, замаскированных под благие, идей. Защита жизни является «единой идейной концепцией», программой «сохранения и установления порядков, отвечающих законам природы», программой «возврата к определяемым законами жизни формам существования, при подчинении им с благоговением и самоотречением, независимо от мнимого прогресса и так называемого жизненного уровня», программой «обновления и осмысления жизни в духе... естественного жизненного порядка, без высокомерия, жажды прибыли, мании величия, вырождения, эксплуатации и гибели».

Далее происходит адресация к здоровью, к здоровому хозяйству, миру, к здоровому руководству и так далее. Налицо формирование некоей «жизненной всеобщности», адресующей к природному началу, как к истинному и самодостаточному, и к здоровому образу жизни, как естественному устремлению.

В обсуждаемой концепции «Защита жизни» сказано, что обеспечить зафиксированные программы-тезисы, можно лишь с помощью «биологического поворота». То есть поворота в сторону своеобразного сохранения природы, что, согласитесь, напоминает фёлькишевский образ жизни и не может не формировать сопоставления с современным экологическим движением.

Далее Отто Штрассер и его многочисленные последователи штрассерианцы экспериментируют с созданием различных общественных союзов, организаций, объединений. В итоге этот процесс переводит идеологию различных штрессерианских структур в русло так называемых «новых правых».

Штрассерианцы постоянно пытаются протолкнуть идею якобы противостояния гитлеризму национально-революционного солидаризма и проводят идею третьего пути, нового национализма, который противопоставляется капитализму и советскому социализму. В 1975 году выходит книга Гюнтера Барча «Революция справа? Идеология и организация неофашистов». В главе «Мировоззрение новых правых» Барч утверждает, что мировоззрение основывается на следующих принципах (столпах): биогуманизм; европейская теория познания логического эмпиризма; биологический тип человека; этноплюрализм с янсенизмом и евгеникой; освободительный национализм; европейский социализм.

То есть представления о человеке, картина мира, формируемая этими принципами в разных сферах и аспектах, берется на вооружение различными общественными и политическими организациями, и таким образом формируется политический ландшафт в России (а в чем именно берется — уточним, когда будут представлены факты формирования политического ландшафта в России вообще, и Южного Урала в частности).

Нацистский оккультизм

Важный момент. У солдат и офицеров Третьего рейха на пряжках ремней было написано: «Gott mit uns» («C нами бог»). Считалось, что подразумевается христианский бог.

Следующий важный момент. Немецкое «правильное» протестантское христианство противопоставлялось интернациональному «неправильному» католическому христианству внутри движения фёлькише. Создатели фёлькише как раз стремились оформить это противопоставление, добавляя пангерманистские и немецкие национальные идеи, а также создавая образ врагов из католиков и иудеев («Без Иуды и без Рима»), что являлось сутью политической деятельности фигур политического процесса того времени в Германии и Австро-Венгрии.

Активно действовали в поле общественных интересов обсужденные ранее ферейны. Зачастую они являлись точкой сопротивления немцев засилию какой-либо нации. Чешскому засилию на немецкой территории вблизи границы с Чехией или польскому засилию вблизи польской границы.

Президентом одного из подобных ферейнов был Фридрих Ванек (1838—1919). Ванек — яростный немецкий националист, оккультист, глава Пражской медной компании и Первой инженерной компании Брно. Обеими компаниями владели Габсбурги.

Габсбурги — могущественная монаршая династия Европы в Средневековье и в Новое время. Члены династии были монархами Австрии (c 1282 года), позже Австро-Венгерской империи (до 1918 года), и императорами Священной Римской империи с 1438 по 1806 годы (с перерывом в 1742—1745 годах). Представители династии были правителями Венгрии, Чехии, Хорватии, Испании, Португалии, Мексики и других европейских государств.

В 1888 году ферейн «Немецкий дом» опубликовал книгу Генриха Кирхмайера «Древнее племя Квади». Квади — древне-германское племя, для Кирхмайера являющееся хранителем подлинной немецкой идентичности и, естественно, никакого отношения к христианству не имеющее.



В том же 1888 году выходит большой роман «Карнунтум», автор которого Гвидо фон Лист (1848—1919) — австрийский поэт, рунолог и оккультист. Совместно с Йорга Ланц фон Либенфельса (1874—1954) ими было создано специальное оккультное направление — арманизм, которое, по их мнению, является подлинной эзотерической верой древних германцев. Врагами древних германцев были признаны два Рима — Древний и христианский (другой).



Соответственно, одним из объяснимых желаний оккультистов было заменить христианство подлинной германской религией, каковой, по их мнению, является религия бога Вотана. Такая замена есть навязывание неоязычества, но это воспринималось в фёлькише и было призвано стать ядром мировоззрения для движения.

В чем суть предлагаемой неоязыческой религии, понять было трудно, но романы вышедшие в один 1888 год, были очень популярны, они согревали души австрийских и немецких националистов.

Развитие арманизма осуществлялось Листом и другими его последователями с опорой на теософию Блаватской (1831—1891), изложенную в ее книге «Тайная доктрина», и на произведение «Утраченная Лемурия» Вильяма Скотта-Эллиота.


[Эмблема Теософического Общества]
Покровители и сторонники данных изысканий, такие как Фридрих Ванек и другие, внесли свой вклад, увлекаясь так называемыми каббалистами. Один из таких каббалистов, Агриппа фон Неттесхайм, был алхимиком, оккультистом, астрологом, авантюристом, военным. Им были написаны книги «О тщете науки», «О тайной философии». Агриппа считался чернокнижником. По мнению экспертов, он стал прототипом главного героя произведения Гёте «Фауст».

Все эти линии, параллели, отсылки подводят к связи фёлькише с арманизмом, нацизмом, а также с гностическим оккультизмом Блаватской. Совсем рядом здесь находится клан почитателей Гёте, который адресует к высшим элитным кругам Третьего рейха.

Важное место в концептуальном построении всей оккультной доктрины гитлеровского нацизма принадлежит символике. В ее развитии участвовала Блаватская. Опять, в том же 1888 году (!), выходит книга Блаватской «Тайная доктрина», в которой она предложила концепцию черного солнца. В 1910 году последователь Блаватской Гвидо фон Лист приравнивает черное солнце к первоогню, который нельзя увидеть. На этом прервусь, так как тема символики очень обширна и требует отдельного исследования. Это очень важная тема, так как создаваемые образы и воздействие символики на сознание сопоставимо с воздействием культовых текстов. Например, познавательно было бы ознакомиться с творчеством советского художника К. Васильева, адресующим к германо-скандинавской мифологии.



Дана краткая, предварительная информация по теме. Теперь перейдем к анализу процессов в политической сфере Южного Урала, связанных с представленной линией развития идей неофашизма.

Tags: Война идей, Концептуальная война, Неонацизм, Неофашизм, Фёлькише, Штрассеризм, Экология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments